«Господь избрал Иуду для пролития Своей Крови»
Августин Карфагенский, Об Упреке и Благодати (7, 15)
Прощаясь со своими учениками, Господь наш Иисус сказал, что пребудет в сердце земли три дня и три ночи. Если бы мы не знали Предания Церкви, то так бы никогда и не поняли, о чем говорил Господь.
Один из великих Отцов Церкви, Григорий Нисский говорит, что три дня и три ночи во чреве земли это указание на Великий Четверг. Не дожидаясь своих предателей и убийц, Господь Иисус Сам отдает Себя в Своих Теле и Крови Своим ученикам. Своей Общине.
Так волею Своей, Он уже сходит в сердце земли. Мертвое, иссушенное, убитое, остановленное сердце, ставшее адом. Чтобы Господне сердце стало новым сердцем земли.
Другой великий Отец Церкви того же времени, учитель Карфагенской Церкви епископ Августин, рассуждая о Причащении, говорит о том, что в его время уже существовали две противоречащих друг другу традиции причащения.
Высказываясь однозначно против второй, епископ Августин не дерзает осудить и первую, потому что она уже стала частью предания. Так вот первая говорит о том, что следует причащаться четырежды в неделю: в среду, пятницу, субботу и воскресенье. А вторая, которую поддерживает епископ Августин, требует ежедневного причащения.
«Если ты не причащаешься сегодня, в этот день, – говорит Августин,– то не произноси прошение молитвы «Отче наш» о Насущном Хлебе». Слыша эти слова, мы отдаем себе отчет, насколько далеко мы ушли от той Церкви, в которой пребываем, от Того Господа, в которого, которому верим. В конечном итоге, от самих себя, не имеющих в себе жизни.
В нашем отношении к Евхаристии мы должны понимать, что в этой жизни и в этом мире есть вещи, которые не подлежат нашему решению и нашему суверенитету. Современный мир пытается подчинить себе все. Упорно считая, что в его власти. И последствия этого мы сегодня переживаем.
Так вот, есть вещи, которые нам не подвластны. В высшей степени эта неподвластность проявляется в Евхаристии Церкви. Подобно тому, как Евхаристия совершается, даже если совершающий ее священник, или епископ – и здесь да не забудем, что, по логике Древней Церкви, епископ – это, «всего лишь», священник – мы не вольны выбирать, причащаться нам или нет.
Древние Каноны Православной Церкви, которые никто никогда не отменял, да более и не вправе отменить, Правила Древних Соборов, на которые собирались епископы, считавшие себя просто священниками – такие как Григорий из Ниссы, Августин из Карфагена, Василий из Кесарии, Николай из Мир Ликийских, и многие многие другие подлинные епископы Церкви – провозглашают, что всякий верующий православный христианин, бывший на литургии и ушедший без причащения, отлучается от Церкви.
В этот день Великого Четверга, когда Церковь поет в Ирмосе 9-ой песни канона утрени слова «Странствия Владычня и бессмертныя трапезы прийдите насладимся», мы должны понимать, что это удивительное словосочетание, указывающее на нашего Господа Иисуса – этого вечного Странника, не имевшего, где подклонить главу — в оригинале, на греческом языке, означает гостеприимство. Это означает, что Господь предстоит нам, как гостеприимный Хозяин, который уже простил, благословил и… исцелил все то, что мешало нашему Приобщению к Его Тайнам. Более того, и это самое главное – Господь узнает нас. Потому что вслед за Крещением, которым все мы крестились, последовало Причащение. Которое означает никто иное, как то, что мы … уже Тело и Кровь Христовы. Поэтому Церковь не может причащать некрещеных людей, потому что они – Не Тело и Не Кровь Христовы. А мы – Да. Мы Его Тело и Его Кровь. Как об этом говорит святой епископ Августин: «Прими Тело Христово, ибо ты – Тело Христово»
Есть благочестие во одеждах отречения от Господа Иисуса. Повторение того, что сделал Иуда. В образе Иуды есть определенная тайна. Ее можно понимать по-разному. Считать, что Иуда предал из-за денег. Ждал мессианства. Или совершил что-то еще такое особенное, непонятное, псевдо-таинственное. Все то, что, как и всякая лживая мифология, обрушилось, когда Великий Вавилон – «город, где и Господь наш распят» — оказался парализован микробом.
Как и всякий честолюбивый человек, как и всякий из нас, Иуда стремился к избранию. И Иуда был избран. Избран как всякий кто избран в купели святого крещения, но уклоняется от участия в Евхаристии. По логике Древней Церкви, такой человек есть… Иуда.
Как говорит нам Святитель Августин, Иуда был избран Господом… «на пролитие Его Крови». Потому что нужно причащаться, приобщаться Жизни.
Наша Святая Православная Церковь совершает Евхаристию каждый день. Это означает, что тот, кто отказывается от Причащения – под предлогом ли «Правила», или «Исповеди», или под любым другим предлогом – Проливает Кровь Господню.
Сегодня Господь наш сходит в сердце земли. Мы же должны понимать, что у нашей Планеты отныне есть Сердце. И это сердце есть сердце Бога. Нам нужно помнить, что отныне Господь наш Иисус грядет на Свое прославление. Нас ждет Воскресение и Вознесение.
Иными словами Господь Иисус будет убит. Но будет тотчас Богом и Отцом поставлен Господом и Мессией, Сыном. Вера Церкви говорит о том, что – отныне и на все времена – у Бога бьется человеческое сердце.
Иерей Августин Соколовски