С 30 сентября по 4 октября в Монреале (Сицилия) проходила XXI ЛабОРАтория церковных искусств и архитектуры, организованная ассоциациями «Il Baglio» (Италия) и «Imago Unitatis» (Австрия) и содружеством «Артос» (Россия-Украина).
Название форума по двадцатилетней традиции пишется именно таким образом: «ЛабОРАтория»; оно перекликается со знаменитым девизом основателя самого древнего монашеского ордена в Католической церкви преподобного Бенедикта Нурсийского — “Ora et labora” (молись и трудись).
Тема встречи — «Человек перед Творцом» — определила особый характер творческого общения, ради которого приехали из разных стран художники, архитекторы, искусствоведы, священники и миряне, заинтересованные в развитии современного христианского искусства.
Представители из России участвуют в ЛабОРАтории уже второй раз, но в этом году православная делегация была особенно представительна: она насчитывала 25 человек, в числе которых были не только россияне, но и представители Украины. Делегацию возглавил епископ Обуховский Иона, в нее входили несколько священников, что является свидетельством заинтересованного отношения Русской православной церкви к теме встречи и обсуждаемым на ней вопросам.
Открытие XXI ЛабОРАтории проходило в кафедральном соборе Монреаля, знаменитом своими великолепными византийскими мозаиками. Участников конференции приветствовал архиепископ Монреаля Микеле Пеннизи, подчеркнувший важность таких встреч для взаимопонимания христиан Востока и Запада. Епископ Обуховский Иона зачитал приветствие митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей.
Первый день был посвящен знакомству участников ЛабОРАтории и открытию выставки работ, которые они привезли с собой. Калоджеро Дзупардо, глава ассоциации «Иль Бальо», приветствуя всех как гостеприимный хозяин, подчеркнул, что в самом слове ЛобОРАтория скрыт древний девиз св. Бенедикта «Ора ет лабора» — «Молись и трудись», что для «Иль Бальо» и для многих христианских художников Италии составляет суть творчества. Секретарь содружества «Артос» Сергей Чапнин представил русско-украинскую делегацию, поблагодарив организаторов за возможность второй раз приехать на ЛабОРАторию, и выразил уверенность, что эти встречи станут доброй традицией.
Второй день начался с экскурсии по древнему собору Монреале, которую блестяще провел ключарь собора дон Никола Гольо. Он показал, как органично соединились здесь романская архитектура и византийские мозаики, и как в их сложнейшей иконографической программе выразилась связь литургии, богословия и эстетики. Этот уникальный памятник представляет собой великолепный плод творчества христиан Востока и Запада.
Доклады этого дня также касались культурного взаимодействия Востока и Запада. Западный взгляд предложила Джованна Парравичини (Giovanna Parravicini), атташе по культуре Ватикана, взгляд с Востока — протоиерей Алексей Уминский (Москва). Оба они говорили об общих корнях, о традиции неразделенной Церкви I тысячелетия и о том, что, хотя наши традиции разошлись, жони ведут постоянный и плодотворный диалог. Джованна Парравачини остановилась на современном состоянии этого диалога, а о. Алексей Уминский размышлял о том, что потеряли в своем развитии Запад и Восток в результате разделения.
Живой диалог художников проходил в группах по профессиональным интересам, где каждый участник мог представить свой проект или уже осуществленную работу.
Третий день ЛабОРАтории был отдан Палермо: великолепная архитектура соборов, прекрасные мозаики церкви Санта Мария Амиральо и Палатинской капеллы окунули участников в мир сицилийского искусства, в котором переплелись византийские, норманнские, арабские традиции, а экскурсия в раннехристианские катакомбы напомнила о том времени, когда христианская культура только зарождалась.
ЛабОРАторию в этот день принимал Папский богословский факультет Сицилии. Представленные здесь два доклада также представляли точки зрения Востока и Запада. Алексей Лидов (Москва) посвятил свой доклад проблеме иконы и иконичности, а Джованни Кьяромонте (Милан) говорил о фотографии как искусстве света. Причем, не сговариваясь, оба докладчика упомянули Андрея Тарковского как пример, с одной стороны, иконичности в кинематографе, с другой — как художника, открывшего особый взгляд на мир, в котором всегда присутствует свет иного мира.
Четвертый день вновь начинался с мозаик собора Монреале и экскурсии по дворику этого собора, который, согласно средневековой традиции, представляет собой образ рая с четырьмя райскими деревьями (пальма, олива, смоковница, гранат) и фонтаном (источник воды). Дворик оформлен рядами романских колонн, где каждая резная капитель неповторима и украшена библейскими сюжетами. Знакомство со средневековым искусством для художников, работающих в наши дни, чрезвычайно важно и плодотворно, оно вдохновляет на поиск современного языка для выражения веры.
В этот день работа ЛабОРАтории проходила в архиепископском дворце Монреале. Священник Леонид Грилихес (Брюссель) представил творчество московской художницы Елены Черкасовой, которая вышла из среды православного андеграунда. По мнению о. Леонида, это яркий пример художника, нашедшего неповторимый язык для выражения не только своего духовного опыта, но современной православной культуры, которая опирается на церковно-славянскую книжность, библейский текст и наследие новомучеников и исповедников веры.
Доклад Роберто Филиппетти (Палермо) был посвящен живописи Джотто, в частности, житийному циклу святого Франциска Ассизского в капелле Скровеньи в Падуе. Творчество Джотто — яркий пример искусства проторенессанса, жизнь св. Франциска — яркий пример святости, оплодотворяющей искусство. Такую же взаимосвязь докладчик увидел во влиянии преп. Сергия Радонежского на иконы Андрея Рублева. Он также коснулся своего духовного опыта, в котором св. Франциск сыграл большую роль, подчеркнув, что доклад читается в канун дня, когда Католическая церковь празднует память св. Франциска.
О своих каллиграфических и дизайнерских работах рассказал Алексей Чекаль (Харьков), проект восстановления Десятиной церкви в Киеве представили епископ Иона и монахиня Елена (Кругляк), архитектор Франческо Бальди (Палермо) показал свой проект храма, который он готов предложить для осуществления в России.
В этот же день архиепископ Монреале Микеле Пеннизи торжественно вручил членам православной делегации памятную медаль, отлитую к 1700-летию Миланского эдикта 313 г. Этот акт также явился свидетельством памяти об общей традиции и культуре неразделенной Церкви. Каждый участник получил также сборник, выпущенный на двух языках — итальянском и русском, рассказывающий о XX ЛабОРАтории прошлого года.
Эмоциональной кульминацией встречи стал концерт виртуозного пианиста и композитора Марчелло Чезено, так что к союзу искусств, традиционно представленных на ЛабОРАтории, прибавилась еще и музыка.
Участники встречи прощаясь, выражали надежду, что разговор о христианском искусстве будет продолжен и на следующий год. Продолжится он и между участниками конференции, которые, вернувшись домой, сохранят связь друг с другом, и в их собственном творчестве, которое, несомненно, получило в Монреале новый импульс.