18 сентября в Москве содружество «Артос» проводит круглый стол на тему «Минимализм в церковном искусстве». В дискуссии примут иконописцы, художники, скульпторы, архитекторы и искусствоведы.
Вступительное слово искусствоведа Галины Серовой (Государственная Третьяковская галерея)
Минимализм как художественное явление есть уже состоявшийся факт истории мировой культуры ХХ века. Расцвет minimal art пришелся на 1960-е годы и вновь повторился в конце 1980-х. Особая эстетическая концепция минимализма была выдвинута в противовес экспрессивно-динамическому, психологическому переживанию в живописи и музыке; в противовес традиционному декорированию и усложненности в архитектуре. Это не упрощение, не огрубление.
Минимализм подразумевает гармонию идеальных геометрических форм, которые идеально вписаны в окружающий природный ландшафт, если речь идет об архитектуре. Ясные объемы и ясная структура. Использование материалов в их натуральном виде: камень, дерево, стекло, бетон или хромированная сталь. Нейтральный колорит: серый, белый, цвет дерева. Многофункциональность одних и тех же предметов и поверхностей. Похожие принципы в музыке: простые мелодии и гармонии, отсутствие насыщенности в композиции, тонкость звучания. Свет естественный в свободном пустом архитектурном пространстве, пауза — тишина в музыке — основные доминанты в минималистских произведениях. Идея минимализма это идея сдержанной аскетической напряженности.
В музыке даже родилось понятие духовного минимализма или святого, мистического минимализма. Так обозначают, например, сочинения Арво Пярта и Джона Тавенера, композиторов, которые обращались к опыту знаменного православного пения.
В архитектуре после капеллы Ле Корбюзье в Роншане и капеллы Чёток Матисса появились христианские Храм на воде и Храм света Тадао Андо, церковь Трех крестов и церковь Креста Алвара Аалто, решенные в сугубо минималистическом духе.
* * *
Сегодня, когда мы начинаем разговор о минимализме в православном искусстве, нам надо понять, о чем мы будем говорить. Может ли православный храм быть действительно минималистским?
Или, говоря о минимализме, мы подразумеваем просто хороший вкус, отсутствие крикливости в декоре, спокойную цветовую гамму в иконописи и росписях, малое количество икон и богослужебных предметов. Как вписываются в идею минимализма такие, казалось бы неотъемлимые, элементы православного храма: иконостас и алтарная завеса, иконы по стенам, многочисленные аналои, подсвечники, кануны, софринские паникадила и кадила, лампады, облачения из парчи, барочное пение, наконец, сложный чин самого богослужения.
А может быть, разговор о минимализме, это разговор о запросе на совсем скромные, действительно бедные храмы. Те, которые легко строятся, при необходимости переносятся, и должны идеально служить миссионерским целям, путешествующей общине, общине в далеком микрорайоне. Храмом может стать солдатская палатка, шатер, растянутый в лесу, квартира в многоэтажном доме, дачный щитовой домик. В них тоже должны быть иконостасы и завесы, кадила и аналои? Должны ли архитекторы, художники работать с подобными пространствами?
Христос предлагает богатому юноше продать и раздать нищим все свое имение, чтобы следовать за Ним. Савл становится Павлом-меньшим. Вот минимализм Евангелия.
Что же такое минимализм в современном церковном искусстве?
_______
Регистрация заявок для участия на странице «Артоса» в фб. Просим отнестись с пониманием к тому, что количество мест ограничено.
Материалы круглого стола будут опубликованы в альманахе «Дары» № 4.