Международный симпозиум Российской Академии художеств при участии Института мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова и Научного Центра восточнохристианской культуры cостоится 13 – 15 сентября 2017 г. в Белом зале Российской Академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, 21.
Симпозиум впервые в мировой науке посвящен явлению «Святых гор» как важнейшей теме христианской иеротопии и иконографии, преимущественно в византийско-древнерусской традиции, рассматриваемой в широком историческом и географическом контексте. Это позволяет понять как специфику византийского подхода, так и христианской традиции в целом. Симпозиум носит междисциплинарный характер. При этом внимание сосредоточено на сакрально-символических аспектах «святых гор» и на методологии историко-художественных исследований.
Симпозиум является продолжением многолетней инновационной научной программы, посвященной иеротопии — изучению создания сакральных пространств как особого вида духовного и художественного творчества[1]. С 2011 г. в рамках большой программы реализуется проект посвященный иеротопии важнейших элементов мира – Огня, Воды, Земли и Воздуха. Пока вышли два монументальных сборника статей: «Иеротопия огня и света в культуре византийского мира» (М., 2013,), «Святая Вода в иеротопии и иконографии христианского мира» (М., 2017). Симпозиум о «Святых горах», рассматривающий тему Земли, является естественным продолжением этих двух проектов.
Утверждение в научном сознании понятия «иеротопия», самой возможности иеротопического подхода как дополнительной формы видения, на наш взгляд, позволило не только по-новому взглянуть на многие привычные явления, но существенно расширить область исторических исследований. Знаменательно, что целые формы творчества не получили своего места в науке и практически не описывались именно из-за отсутствия иеротопического подхода, не связанного с позитивистской классификацией предметов.
«Святые горы» — один из таких сюжетов. С одной стороны, он хорошо известен. Поскольку реальные священные горы почитались с глубокой древности. Всем известна греческая гора Олимп как место пребывания античных богов. Иудео-христианская традиция приносит тему «Храмовой горы» в Иерусалиме, которая со времен царя Соломона и до сих пор остается местом паломничества для трех «авраамических религий». В той же традиции огромную роль играет гора Хорив на Синае, где, как известно из Библии, произошло важнейшее Богоявление и были вручены Скрижали Завета. В евангельской истории кульминационные события происходят на «святых горах» — Фаворе, Елеоне, и конечно, «горе Распятия» – Голгофе. Все они не только места многовекового поклонения, но и источник вдохновения для книжников и художников, тысячелетиями изображавшими эти «святые горы» в своем искусстве.
Невозможно переоценить значение святых гор, возникших позднее. Вспомним лишь два примера на Востоке и на Западе. Святую гору Афон на полуострове Халкидики, с X века ставшей общеизвестным сакральным пространством православного мира, особой монашеской страной, в которой воплотилось иеротопическое творчество многих поколений насельников[2]. В позднесредневековой и ренессансной культуре Запада огромное влияние на самые разные сферы творчества оказали так называемые Sacri Monti (священные горы), воспроизводившие в сильно уменьшенном размере архитектурно-ландшафтных комплексов реальную и символическую топографию Иерусалима и в целом Святой Земли.
Если историко-топографический аспект «Святых гор» относительно неплохо изучен, то иеротопические смыслы этого феномена остаются еще непознанными. Речь идет о пространственной образности «Святой горы», живущей в христианском сознании, и воплощающейся в самых разных формах от сакральных пейзажей до литературных текстов. Образ-парадигма «Святой горы» все время возникал в пространстве храма, определяя восприятие и архитектурной структуры, и драматургии света, и иконографической программы.
Среди тем, которые предлагаются к осуждению на симпозиуме:
- «Святая гора»: Иеротопия, пространственная икона и образ-парадигма
- Философские и богословские аспекты феномена «Святой горы»
- Святые горы в обрядовой и литургической практике
- Создание «Святой горы» как вид иеротопического творчества
- Естественное и привнесенное в явлении «святых гор»
- Активация пространства и перформативные аспекты в создании «Святой горы»
- Археология и архитектурная традиция «Святой горы»
- Иконография «святых гор» в христианском искусстве
- Литературные описания «святых гор»
- Синайская гора как пространство Откровения
- Афон – иконическая “Святая гора» византийского мира
- Sacri Monti и создание Новых Иерусалимов на Востоке и Западе
- Храм Соломона как священная гора
- Образы «Святой горы» в медийном пространстве христианского храма
- «Святогорское» влияние в искусстве и культуре христианского мира
[1] В рамках этой программы уже были проведены международные симпозиумы и вышли книги под редакцией А.М. Лидова: Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси (М., 2006), Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств (М., 2008), Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств (М., 2009), Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси (М., 2011) — – все материалы доступны онлайн на сайте www.hierotopy.ru
[2] Лидов А.М. Иеротопия Святой горы. Сакральное пространство Афона // Гора Афон. Образы Святой Земли / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2011, с.14-23