Среди экспонатов рождественской выставки — иконы, мозаика, инсталляция и видеоарт
В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка «Дары», приуроченная к Рождеству и объединившая церковных и нецерковных авторов. Здесь и иконопись — вполне традиционная, и практически абстрактные композиции, и актуальное искусство, и проекты реставрации храмов. В интерьере «Руины» — одного из музейных зданий, где обнажены своды и кирпич стен, нет оконных рам и отопления — современное искусство смотрится органично.
Многие работы посвящены несущим дары волхвам или сюжетам первых глав Евангелия. На гобелене Андрея Мадекина «Бегство в Египет» почти «мультяшный» Иосиф ведет ослика с Богородицей и младенцем мимо изваяний египетских божеств. На синем фоне ночного неба следуют за звездой волхвы с иконы Филиппа Давыдова. Притчей о страшных войнах — ужасе матерей всех времен — становится картина Николая Мухина «Избиение младенцев».
Гобелен Андрея Мадекина «Бегство в Египет» и работы Ирины Затуловской
Фото: Александра Сопова
Кураторы не ограничивали авторов ни в стиле, ни в технике, ни в теме работ. Ирина Старженецкая — преподаватель РАТИ — представила органичные для сводчатого неоштукатуренного пространства музея мозаики. Инсталляция «Хроники Китежа» группы «Бурсаки» — фантазия о жизни китежан вне нашего времени и пространства, вне законов тления и смерти. «Бурсаки» называют свое творчество синтезом современного искусства и социальной терапии.
В ассамбляже Алексея Дьякова «Вертикальное преодоление» стоят три креста в форме буквы «Т», и каждый пронизан светом — только в одном из крестов лампочка хаотически мигает, символизируя нераскаявшегося разбойника.
Многолетний российский спор о том, приемлет ли Церковь актуальное искусство, уже можно описывать в учебниках. С одной стороны — скандалы вокруг «Осторожно, религия», с другой — дискуссии по поводу актуальных проектов на церковной территории (например, в 2010 году прошла выставка «Двоесловие/Диалог» в притворе храма мученицы Татианы при МГУ, а позже открылся арт-центр при храме святителя Николая на Трех Горах — где настоятелем служит протоиерей Всеволод Чаплин). «Средним» путем идут проекты «примирения» Церкви и актуальных художников.
— Диалог Церкви и современного искусства, мне кажется, развивается, — сказал «Известиям» один из кураторов новой выставки «Дары», художник Гор Чахал. — На выставке «Двоесловие» мы визуально демонстрировали этот диалог как разрешение Церкви современному искусству войти в церковную ограду. На выставке в Академии художеств церковные и нецерковные художники выставлялись в разных залах. Теперь мы в «Дарах» выстраиваем единое экспозиционное поле, объединяющее церковных и нецерковных художников, говорящих о сакральном на столь разных, кажется, языках, но прекрасно понимающих друг друга.
Сам Гор Чахал представил на выставке видеокомпозицию и инсталляцию «Проблема этико-эстетического детерминизма». На ковре из сена стоит полированный мутант — немножко осел, немножко волк. Ему предстоит выбрать между волчьей и овечьей шкурой, и будь он живым, кажется, так и помер бы, подобно буридановой скотинке, ни на что не решившись.
Главные вопросы выставки — о каноне, его развитии и «пространстве священного»: с одной стороны, сакральное всё больше влияет на обычную жизнь множества людей, с другой — массовая культура вторгается с коммерческим продуктом и в храмовую архитектуру, и в иконопись.
— Я сделал акцент прежде на современных работах, выполненных в рамках церковного канона. Если говорить об иконописи — это протоиерей Андрей Давыдов, Ольга Шаламова и другие, а если об архитектуре — Иван Земляков и Даниил Макаров, — сказал «Известиям» куратор Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской патриархии». — «Авторские иконы» находятся в убранстве целого ряда храмов, а вот представить себе, что экспериментальные архитектурные проекты могут быть реализованы, пока сложно. Но, думаю, в ближайшие годы ситуация изменится.
Выставку «Дары» в январе будут сопровождать лекции и круглые столы о христианском искусстве в контексте современной культуры. Экспозиция открыта до 19 января.