Организаторами встречи выступили итальянская ассоциация «Il Baglio» и российское Содружество в поддержку современного христианского искусства «Артос» при поддержке Архиепископии Монреале и Фонда «Христианская Россия». Темой встречи стали слова Ф.М.Достоевского – «Красота, которая спасает».
«Если быть точным, наша встреча называлась «лаборатория церковного искусства и архитектуры», — рассказывает организатор встречи, секретарь содружества «Артос» Сергей Чапнин. – Этот формат предполагает соединение четырех составляющих: докладов, презентаций новых проектов, выставки и просто дружеского общения».
Открытие конференции состоялось в кафедральном соборе Монреале, который известен уникальными византийским мозаиками общей площадью в 6400 кв. метров. По просьбе Сергея Чапнина на открытие конференции в собор была принесена икона Божией Матери Одигитрия (XI век) и, как отметил ключарь собора Дон Никола Гальо, икона была перенесена в храм из епархиального музея впервые за 203 года, с того дня, как после большого пожара икона для сохранности была помещена в музей. На открытии участников конференции приветствовали архиепископ Микеле Пеннизи и генеральный консул России в Палермо Владимир Коротков. Выступающие отметили важность диалога между деятелями культуры Запада и Востока, утверждающими христианские ценности. Ключарь собора Дон Никола Гальо и настоятель православного прихода в Палермо протоиерей Андрей Парфенчик поочередно отслужили молебны у иконы Одигитрии.
В этом году участникам были предложены две главные темы для обсуждения — «Богословское видение красоты на Востоке и Западе» и «Красота, которая воспитывает: опыт художников в Церкви и для Церкви». По каждой из них были прочитаны два доклада – взгляд с Востока и взгляд с Запада. С российской стороны доклады представили искусствовед Ирина Языкова и протоиерей Алексий Уминский.
«Должен признаться, что я, как и многие другие участники встречи, был приятно удивлен тем, что в теоретической части наше видение целей и задач христианского искусства в целом совпадает, — рассказал Сергей Чапнин. – Однако обсуждая новые проекты, мы с не меньшим удивлением узнали, что требования заказчиков у нас прямо противоположные: если католические приходы требуют новизны и не ожидают следования традиции, то православные приходы наоборот – ожидают только традиционных решений и подозрительно относятся к любым новациям».
Собор в Монреале и залы архиепископского дворца в течение четырех дней были гостеприимно открыты для иконописцев, мозаичистов, художников, скульпторов и искусствоведов из России, Италии, Австрии, Польши и США. Католические художники проводили «Лабораторию церковного искусства и архитектуры» уже в двадцатый раз, однако православные художники из России приняли участие в работе лаборатории впервые.