Максим Шешуков — художник и иконописец. Работает и живет в Свияжске, в древнем городе, основанном еще Иваном Грозным на острове в нескольких километрах от Казани. Иконой занимается с начала 90-х.
Родился в Казани, жил и учился в Москве, иконописное искусство постигал в мастерской Владимира Ивановича Щербинина при Сретенском монастыре. Женился, появилась семья, квартира в Москве. Но долго столичную жизнь Максим вынести не мог, в 1998 году уехал из Москвы и вернулся в Казань. А потом купил домик в Свияжске и поселился там. Здесь у него мастерская, где ему помогает жена Татьяна и еще несколько помощников. Вслед за Максимом в Свияжск перебрались и другие художники: стали покупать дома, создавать здесь мастерские. Так, сама собой начала складываться творческая колония художников, режиссеров.
В иконописи Максим, можно сказать, вполне традиционен, в его работах видно точное следование образцам. Это особенно видно в его богородичных образах. Но при этом он не боится и экспериментов и самых смелых интерпретаций. Колорит его икон невозможно отнести ни к одной школе, он вполне самобытен и современен. Изысканность линий свидетельствует о прекрасном владении рисунком. Он иногда вносит в икону гротеск, что придает его работам особую выразительность и неповторимость. Это видно в образа пустынников, столпников, новых святых. Но при всей смелости и порой дже неожиданности его интерпретаций, у зрителя не вызывает ощущения диссонанса или переигрывания. Общая гармония и молитвенный настрой сохраняется. Сам иконописец говорит о своем творчестве так: «Это как в музыке: есть ноты, а есть исполнители. Любой художник-иконописец — это, по сути дела, исполнитель. Все упирается просто в исполнительское мастерство. Одно дело Рихтер будет исполнять, другое дело — какой-нибудь кабацкий музыкант… Ведь существует широкий диапазон каких-то возможностей: кто-то трудится над виртуозным оттачиванием, кто-то идет по совершенно центральной линии — по нотам… Так и у нас. Да и сама иконописная мастерская — это всегда несколько человек. Как некий маленький оркестр.
Помимо иконописи занимается Максим керамикой и пишет картины. И в этих видах искусства он оригинален и очень узнаваем. И здесь он часто прибегает к гротеску, но не злоупотребляет им, сохраняя цельность образа и, я бы сказала, иконичность его. Некоторые его работы сохраняют как бы пограничное положение между иконой и картиной. Возможно, они не станут частью литургического пространства храма, но обладая особой глубиной, наподобие притчи могут открыть нам особый взгляд на наш мир и приоткрыть вход в мир духовный.
Содружество «Артос» — международное объединение художников, иконописцев, архитекторов, дизайнеров, искусствоведов и всех, кто деятельно поддерживает развитие современного христианского искусства. Присоединяйтесь!
Рецензия протоиерея Георгия Ашкова на книгу доцента СПбДА священника Михаила Легеева «Богословие истории как
Ночью 25 июля от коронавирусной инфекции скончалась Лариса Ивановна Мызина, директор Кемеровского