Ирина Павловна Зарон – известный московский художник и иконописец, участник ряда выставок содружества «Артос». Она одинаково успешно работает и в светском, и в церковном искусстве. Ее работы – на выставке или в храме – сразу можно отличить по мягкому неяркому колориту, по тонкости проработки формы, по тихому струящемуся сквозь все предметы свету, он вибрирует и дышит, им соткана вся среда произведения, лики и фигуры словно выступают из него.
Ирина Зарон пришла в церковное искусство в начале 1990-х, вскоре после воцерковления. К этому времени она уже сформировалась как живописец, самобытный, тонкий и глубокий. У нее было немало работ и десятки выставок, в том числе и персональных. Но так сложилось, что ей и ее мужу скульптору Сергею Антонову предложили сделать иконостас в храме, куда они ходили, и они взялись за это новое для них дело. С тех пор, вот уже более двадцати лет, супруги, работают вместе и украсили уже ни один храм. Росписи и иконы Ирина Зарон находятся в Андреевском монастыре, в церкви св. Георгия на Псковской горке, храме преп. Сергия в Крапивниках и других храмах Москвы, а также в Знаменском монастыре в Подмосковье, на Валааме, в церкви Вифлеемских младенцев г. Барнаула, свт. Николая Мирликийского в Лимассоле на Кипре и других местах.
Среди церковных художников Ирина Зарон занимает особое место. В отличие от многих иконописцев она не копирует известные образцы, но и не стремится специально осовременить иконопись. Она работает как настоящий художник, создавая уникальные произведения, используя традиционную иконографию, уважая сложившиеся каноны. Но при этом ее иконы и росписи всегда новы, оригинальны и удивительно красивы. И даже если она пишет дважды одного и того же святого, стремиться сделать иначе, не так, как на предыдущей работе. Словом, ее подход к иконе не ремесленнический, а именно художественный.
При этом Ирина Зарон хорошо понимает, что икона это моленный образ и все в ней должно быть подчинено раскрытию его глубины. Не учась специально иконописи, но будучи духовно чутким и художественно одаренным человеком, она уловила самое главное в иконе – ее особый строй, передающий ощущение встречи с горним миром, с миром гармонии и святости.
Ее иконопись построена на нюансах, но не только живописных, но и духовных. Написанный ею образ заставляет остановиться, притихнуть и созерцать эту тайну, которая открывается не только в ликах, но и за каждым деревом в пейзаже, в фигуре путника, или в священном сюжете, увиденном с какого-то нового ракурса. Образы, написанные Зарон. возвышенные и проникновенные. они погружены в тишину, в созерцание, перед ними хочется молиться, но не столько произнося слова, сколько вслушиваясь с безмолвные ответы.
[текст — искусствовед Ирина Языкова]
Заказать икону можно здесь.
Содружество «Артос» — международное объединение художников, иконописцев, архитекторов, дизайнеров, искусствоведов и всех, кто деятельно поддерживает развитие современного христианского искусства. Присоединяйтесь!
Красота природы, красивые люди и красивые вещи всегда указывают на Того, кто
Рецензия протоиерея Георгия Ашкова на книгу доцента СПбДА священника Михаила Легеева «Богословие истории как