На Первой cедмице Великого Поста, из года в год и из поколения в поколение, в русской православной традиции читается великий покаянный канон. Однако литургическая наука и археология уже успела изучить это произведение и подобрать аргументы для того, чтобы оспорить его подлинность. Мы же, в верности Преданию Церкви продолжаем именовать это великое произведение именем Андрея Критского, но при этом не прилагаем усилия, чтобы узнать о том, кого мы называем его автором.
В отличии от житий многих известных святых, в дошедшей до нас биографии Андрея нет ничего легендарного. Более того, вопреки некоторым предположениям, в его биографии едва ли могло быть что-то, что позволило бы считать Великий Канон автобиографическим произведением. Биография Андрея интересна и логична. Лишенная легендарного и чудесного, она исторична, а потому драгоценна и поучительна.
В своем каноне Андрей говорит о Граде Константинополе, «проходящем послушание» под покровом Богородицы. Град – это и вся Восточно-Римская Империя. Но сам Андрей родился в другом Великом Граде – столице другой Великой Империи. Он родился в 660 году … в Дамаске, где в 661 году Омейядами был основан Халифат. Довольно рано, уже в 15 лет – однако не забудем, что люди тогда жили очень коротко – Андрей поселился в монастыре при Гробе Господнем в Иерусалиме. Житие говорит нам, что он стал монахом.
Здесь важно помнить, что, в понимании Древней Церкви, монашество и епископство были не совместимы, монашество было лишено всякой сакраментальности. Иными словами, если таинство – чистая объективность и достигнутая необратимость, то монашество, согласно такому древнему первоначальному пониманию, предельно субъективно. Монашество — это действительное и простое «здесь и сейчас». Кто находится в монашеском состоянии, тот и монах. В этом смысле можно сказать, что Андрей начал свой монашеский путь в Иерусалиме. Он был и остался одиноким человеком, за ним не был замечено стяжания… Про послушание еще будет сказано. Стоит также отметить, что первоначальное монашество – в эпоху Андрея это было уже иначе – в принципе не могло «использовать» обеты. Как можно обещать то, что уповаешь получить по Дару?
В 680 году в Константинополе состоялся III Константинопольский Собор, который позднее вошел в историю, как VI Вселенский. Поскольку Иерусалим находился на территории Халифата, местоблюститель патриаршего трона Феодор I (668-692) не принял в нем участия, а в 685 году послал Андрея, который к тому времени стал его секретарем, в составе делегации в Константинополь, чтобы подтвердить согласие Иерусалимской Кафедры с постановлениями Константинопольского Собора. Андрей остался в Константинополе, где был поставлен диаконом в Соборе Святой Софии. Важно отметить, что в Древней Церкви действительно важными степенями священнослужения было диаконство и епископство. Пресвитерство, за редким исключением было маргинальным. Следы такого понимания парадоксальным образом сохранились в … нашем богослужении, где, во время епископского предстояния на Горнем Месте, диакон всегда стоит справа от епископа.
Итак, Андрей был диаконом вплоть до своего поставления во епископы критского города Гортина. Уже будучи епископом, в 712 году Андрей участвовал в созванном императором Филиппиком (711-713) Соборе, который отменил решения VI Вселенского Собора. После низложения Филиппика, Андрей раскаялся в своем решении относительно Собора, о чем сохранилось письменное свидетельство в его письме диакону Святой Софии Агафону. В нашей перспективе такое, как кажется, вероучительное непостоянство предосудительно. Но так можно рассуждать, лишь не зная обстоятельств того, поистине апокалиптического времени.
К VII веку христианство успело окончательно и кровопролитно расколоться на халкидонское и анти-халкидонское (в нашей привычной терминологии — православное и монофизитское), а арабские армии стояли у стен Константинополя, одновременно завоевывая Пиринейский полуостров. Новый император Лев III Исавр (717-741) в 726 году «понял», что слабость Константинополя обусловлена вероучительной небезупречностью и начал процесс ограничения иконопочитания, вошедший в историю под названием иконоборчество. И вот здесь Андрей Критский вмешался. Он выразил несогласие с религиозной политикой Императора, за что и лишился кафедры. По всей видимости, будучи смешен с управления епархией, Андрей пребывал в Константинополе. В 740 году, возможно будучи в ссылке, Андрей Критский отошел ко Господу … на острове Лесбос.
Уже в наше время Лесбос вошел в историю из-за миграционного кризиса. Многих возмущает появление на этом древнем, и исторически столь значимом острове огромного количества чуждых и незнакомых людей. Но на самом деле, читая Великий Канон Андрея Критского и ничего не зная о реальной исторической судьбе его автора, мы не многим отличаемся от тех, кого обвиняем. Необходимо сказать и о том, что именно на Крите у святителя Андрея раскрылся проповеднический и гимнографический дар.
Литургическая наука полагает, что именно Андрея Критского следует считает родоначальником богослужебного жанра канонов. Исторически, канон вытеснил предшествовавший ему жанр кондака: развернутого, технически и филологически гораздо более сложного типа богослужебного хвалебного текста в честь праздника. Также исторически, вершиной жанра кондака считается творчество Романа Сладкопевца.
Так что, слыша или воспоминая имя Андрея Критского, наверное, стоит вспомнить и его знаменитого в святцах, но столь же неизвестного в своей конкретной человеческой биографии человека и невольного конкурента: Сладкопевца Романа. И еще: предание говорит о том, что Роман был полностью лишен певческого дара, но обрел его по дару в молитве. По преданию же, об Андрее Критском нам известно, что до семи лет он не мог говорить. Дар речи пришел к нему через Причастие.
Иерей Августин Соколовский