Не бойся, только веруй.
Лк. 8, 50
Выставка «Святые неразделенной Церкви» – это призыв к почитанию древних святых и в то же время свидетельство о динамично развивающемся иконописании как современном искусстве.
На выставке в Национальном художественном музее Республики Беларусь представлены 120 произведений, написанных в 2016-2017 годах. Участниками выставки стали выдающиеся мастера и молодые художники из 15 стран. Все они вдохновлялись общей творческой задачей: написать иконы святых, просиявших в странах Западной Европы в первое тысячелетие благовестия Христова, до разделения Церквей Востока и Запада. Эти святые – миссионеры и пастыри, монархи и воины, ученые и простецы, иноки и миряне, люди разных сословий и разных культур – каждый по-своему последовал за Христом, многие из них приняли мученический венец. На протяжении столетий они остаются вдохновенным примером жизни во Христе.
Первая выставка «Святые неразделенной Церкви» стала заметным событием не только в Беларуси. Она получила многочисленные отзывы искусствоведов и церковной общественности. И это лишь начало пути – проект рассчитан на пять лет и будет развиваться дальше: к нему присоединяются новые иконописцы; выставочные залы в России, странах Восточной и Западной Европы готовятся принять экспозицию.
Вместе с тем уже сейчас участники и организаторы проекта считают необходимым высказать следующие суждения.
1. Мы стремимся вступить в живое общение со святыми. Нас вдохновляют слова митрополита Диоклийского Каллиста, обращенные к организаторам и участникам нашей выставки: «Святые иконы – это окно в мир святых; иконы ставят нас лицом к лицу со святыми Церкви любой эпохи».
Человечество в каждую эпоху возводит новых идолов, которым поклоняется и приносит жертвы. Единственным избавителем от тирании идолов является Господь наш Иисус Христос, оживляющий верою и спасающий свое малое стадо. Икона как «видимый образ невидимого» обусловлена событием Христа, Воплотившегося Логоса, из любви открывшегося и даровавшего Себя нам. Святые, сияющие Славой Божией, вдохновляют и поддерживают в нас стремление к подражанию Христу, к деятельной и созерцательной жизни.
В рамках проекта для значительной части святых необходимо было разработать новую иконографию, поскольку древние изображения не сохранились, а более поздние западные образцы далеко отошли от свойственной иконописанию символической интерпретации образа. Создание новой иконографии – двуединая задача, творческая и духовная. В своей работе над образами древних святых иконописцы были призваны учесть исторические и литургические реалии, отразить богословский контекст, в соответствии с житием найти необходимые атрибуты. И в то же время, свидетельствовать о подвиге древних святых без стилизации и механического копирования, оставаясь христианами и художниками своего времени – начала третьего тысячелетия от Рождества Христова. Вдохновенным примером в этой работе стали иконописцы Русского Зарубежья, предложившие в середине ХХ века первые интерпретации образов древних святых Запада.
Стремление иконописца к личному общению со святым при написании иконы – одно из необходимых условий рождения иконы. Иконописцы, участвовавшие в нашей выставке, переживали это пронзительно глубоко во многом и потому, что у большинства из них отсутствовали общепринятые образцы. Господь знает, в какой мере такое общение состоялось в каждом отдельном случае, но во многих работах, представленных на выставке, оно явлено зримо и убедительно. Общение иконописца и святого – первый шаг к живому общению запечатленного на иконе святого и христианина, молитвенно предстоящего перед иконой.
2. У нас есть воля к единству во Христе. Общение со святыми неразделенной Церкви рождает стремление и возможность преодолеть этнофилетизм, не рассуждающее и предвзятое неприятие Запада как врага, отказавшегося от своих христианских корней и отступившего от евангельских ценностей.
Первое тысячелетие в истории Церкви – это время иной системы координат. Не было разделения между христианским Востоком и Западом. И основой единства было не доминирование и сопутствующее ему подчинение, а равноправное и открытое свидетельство о благодатной жизни во Христе, явленное в удивительном многообразии даров Святого Духа. Христианский Запад для участников проекта – это по-прежнему «страна святых чудес» (А. Хомяков), хранящая великое христианское наследие и являющая удивительные примеры христианской любви. Мы утверждаем, что Церковь Одна, но это не означает, что она одинока и единообразна.
Выставка стала важным свидетельством о том, что иконопочитание и богословие образа могут стать одной из надежных основ диалога традиционных христианских Церквей Европы. В этом творческом и искреннем диалоге формируется современное понимание призвания каждого христианина к святости. Интеграция всех сторон христианской жизни, преодоление их фатального разделения могут быть осуществлены не иначе, как в напряженном и творческом осмыслении феномена святости, его выражения и отображения в жизни.
Чем ближе будут православные и католики, чем лучше они будут понимать друг друга, тем меньше будет зазор для униатизма и сопряженных с ним конфликтов и разделений. Поэтому столь важны для нас слова Гаванской декларации, подписанной Патриархом Кириллом и Папой Франциском: «Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя».
Диалог христиан – это и путь утверждения в собственной вере, путь избавления от комплексов и неуверенности, питающих собой маргинальную агрессивность. Лишь тогда можно с любовью и достоинством говорить с инославными обо всем на свете, когда ты горячо любишь свою Церковь, когда ты не боишься, что кто бы то ни было окажется в силах разрушить твою веру.
3. Мы свидетельствуем о своей вере в открытом мире. Христианский Запад не забывал о своих древних святых – монахи стояли у истоков ирландской и английской поэзии, в память о них были названы не только соборы, но и города. Однако к началу ХХ века лишь немногие «латинские» святые были знакомы православным. Почитание древних святых Запада неразрывно связано с исходом русских из России после Октябрьского переворота. И глубоко символично, что выставка открылась в год столетия русской революции. Оказавшись на чужбине, русские люди искали помощи и утешения не только у святых уже оставленной Родины. Близкими и родными для них становились святые покровители тех земель, в которых им приходилось жить как беглецам и изгнанникам. Прошли десятилетия, и великая беда стала источником духовной радости, подарила встречу со святыми, в которых без тени смущения православные увидели достояние, общее с христианами Запада.
Почитание этих древних святых стало ясным удостоверением того, что Россия с её верой и культурой – неотъемлемая часть христианской европейской цивилизации. Значительным вкладом христианского Востока в сокровищницу этой цивилизации стали церковные искусства, в первую очередь иконописание. Возвращение иконы на Запад, ее новое открытие и новое прочтение христианами Запада стало одной из важных тенденций в европейской христианской культуре ХХ века.
По-особому соприкосновение Востока и Запада вошло в память белорусской земли, этого пограничья культур. Думается, не случайно первая выставка «Святые неразделенной Церкви» состоялась именно здесь.
4. Нам нужна христианская апология творчества. Православная традиция – наше драгоценное достояние, опора, сокровище. Но она ценна для нас не потому, что стара, а потому, что истинна. Она ценна для нас не сама по себе, а лишь потому, что свидетельствует о Боге и его самораскрытии в истории, которое продолжается и сегодня. Высшее проявление божественного самораскрытия в человеке есть святость.
Наш Бог – Творец и Поэт (греч. ποιητής), сотворивший мир и продолжающий творить новое в каждое мгновение времени. Творение не есть статичная и закрытая система, но великий поток, движущийся навстречу своему Творцу, музыка, обретающая все большее великолепие в славословии. Раскрыть творческий дар в себе и увидеть его в ближнем – насущные задачи каждого христианина, стремящегося к обóжению, соединению с Богом. Смирение и послушание не означают боязливого отказа от творчества, которое есть не прихоть, а миссия человека в мире, определенная Богом.
Забвение творческих первоистоков традиции ведет к ее окаменению, иссыханию. И не такой редкой бывает ситуация, когда нерассуждающий буквализм в следовании традиции превращает её из ясного и светлого окна в горний мир в малопрозрачное препятствие на пути к живому богообщению.
Вот почему столь значимой мы считаем тему новаторства в церковном искусстве. Ведь и сама Церковь обладает удивительной новизной: когда-то Церкви не было, а потом она появилась, и каждую Пятидесятницу мы празднуем ее день рождения. Творческая и творящая новизна Церкви – важнейшая часть нашего экклезиологического самоощущения.
5. Проект «Святые неразделенной Церкви» открывает новые перспективы диалога. Площадкой для такого диалога в современных условиях может стать выставочное, музейное пространство. Выставки икон – важный элемент соборного обсуждения и осмысления новой иконографии. Церковная рецепция новых образов происходит на путях народного почитания и решений церковного управления. Но прежде чем «утверждать» новый образ, его нужно создать.
Выставка позволяет увидеть широкий диапазон школ, стилей, подходов современной иконописи, ее направлений и тенденций. Это одна из задач выставочной деятельности как таковой. И самим иконописцам, и духовенству, и церковному народу, и широкой культурной общественности важно увидеть современное церковное искусство как живой процесс, как дело молитвенное, богодухновенное, но при этом осуществляемое человеческими руками и человеческим разумением.
Выставка не исключает обсуждения и серьезной принципиальной критики. Напротив, она предполагает их. Возможно, не все иконописные работы, представленные в выставочном зале, будут перенесены в храм, в богослужебное пространство и почитаться там как святые иконы. Это касается и новых изводов. Тем важнее именно в музейных залах представить всю широту художественного поиска сегодняшних мастеров.
Верное, взвешенное суждение о новых работах можно выработать лишь соборным разумом, сообща. Поэтому выставку сопровождала II Лаборатория церковных искусств – международная конференция с широким представительством иконописцев, художников, искусствоведов.
6. Мы уверены, что осмысление христианской святости предполагает творческое усилие. В этой перспективе церковное искусство неразрывно связано с другими сторонами жизни Церкви – богослужением и богословием, церковной историей и агиологией, приходской жизнью и паломничеством. Содействие развитию церковного искусства – главная миссия содружества «Артос», которое объединяет художников, иконописцев, архитекторов, дизайнеров, искусствоведов, всех, кто разделяет наши цели и участвует в жизни содружества. И мы глубоко благодарны епископам, священникам, богословам, историкам и искусствоведам, которые поддерживают наши усилия.
7. Мы рады найти единомышленников и партнеров в лице руководителей и сотрудников Национального художественного музея Республики Беларусь и Всехсвятского прихода города Минска. Благодарим всех, кто потрудился, чтобы выставка и Лаборатория церковных искусств на белорусской земле стали новым убедительным свидетельством о нашей вере.
Все святые, в Британии, Галлии, Гельвеции, Ирландии, Италии и в прочих странах Запада просиявшие, молите Бога о нас!
10 января 2018 года, Минск
Организаторы и участники выставки
и II Лаборатории церковных искусств и архитектуры и все, кто с ними солидарен:
Сергей Чапнин, председатель содружества «Артос»
Ирина Языкова, искусствовед, проректор ББИ
Дмитрий Сладков
Наталья Шередега, искусствовед, ГТГ
Ирина Обухова, иконописец
Ирина Глазова, режиссер
Сергей Шихачевский, скульптор
Ольга Темник, искусствовед
Виктор Щедрин, историк
Светлана Мартьянова, филолог
Юлия Ульянова, иконописец
Виктор Довнар, иконописец (Минск, Беларусь)
Антонида Токарева-Хрунова, художник-иконописец
Алла Киреева, учитель рисования
Виктор Яковлев, драматический режиссер, актёр
Екатерина Патокина, иконописец
Андрей Черняк, преподаватель
Ольга Клодт-Володина, иконописец, преподаватель иконописи
священник Сергий Круглов,
Александр Кравецкий, филолог
Анна Соловьева, детский психолог
Мария Клодт, иконописец
Сергей Малкин
Сергей Некрасов, художник, научный сотрудник МУК МВЦ
Ирина Гогаева, иконописец
Чекаль Олексій, каліграф, дизайнер (Харьков, Украина)
Протоиерей Александр Шабанов
Алексей Архипов
Довиле Сабаляускене, иконописец, педагог (Вильнюс, Литва)
Людмила Винницкая, иконописец
Антон Дайнеко, иконописец (Минск, Беларусь)
Юлия Зайцева, журналист
Илья Холопов, руководитель сообщества в VK «Западное Православие | Western Orthodoxy»
Юлия Косякина, искусствовед
Андрей Золотов, журналист (Вена — Москва)
Олег Шуркус, иконописец
Ольга Кантинова, искусствовед, музейный работник
Никита Кривошеин, переводчик, публицист (Париж, Франция)
Ксения Кривошеина, художник, литератор (Париж, Франция)
Александр Солдатов, иконописец, преподаватель иконописной школы при МДА
Ирина Зарон, художник
Сергей Антонов, скульптор
Марина Михайлова, философ, филолог
Егор Агафонов, издатель
Священник Арсений Рощин
Сания Гукова, историк, искусствовед
Анна Назарова, реставратор, иконописец
Лина Старостина, дизайнер
Алина Рябухина, иконописец, реставратор
Денис Иванников, художник-мозаичист
Галина Серова, искусствовед
Calogero Zuppardo, architetto vetratista — presidente Associazione Il Baglio (Палермо, Италия)
Мария Кондрашова, иконописец
Ольга Шаламова, иконописец
Галина Назарова, искуствовед
Светлана Ржаницына, иконописец
Иеродиакон Алипий (Кожухов), иконописец, преподаватель иконописного отделения ПДС
Светлана Лозинская, церковный ювелир
Алексей Дмитриев, иконописец
Яков Хесин, иконописец (Лейпциг, Германия)
Александр Айнетдинов, иконописец
Анна Кудрявцева, иконописец
Юлия Тихонова, художник-иконописец, теолог
Ирина Кирьянова, иконописец
Маша Бурганова-Ялтанская, художник
Ирина Тимофеева, иконописец, реставратор
Сергей Черный, иконописец
Ольга Черная, иконописец
Олеся Колушева, иконописец
Ярослав Стародубцев, художественный руководитель студии иконописи и дизайна «Артодокс»
Наталья Воронцова, художник, иконописец
Константин Лихолат, реставратор, искусствовед
Anna Zandberga-Šenke, художник (Рига, Латвия)
Дмитрий Лазарев, художник
Анастасия Власихина, художник- мозаичист
Марина Ходакова, иконописец (Испания)
Оксана Губарева, искусствовед
Михаил Первушин, филолог
Нина Скангале-Зачесте, иконописец (Рига, Латвия)
Ольга Платонова, иконописец, преподаватель иконописной мастерской (Париж, Франция)
Talamo Venturo, insegnanten di arte -Iconografo (Италия)
Анна Мейхью-Смит, иконописец (Великобритания)
Илья Красовский, иконописец, художник-монументалист
Лиля Туркина-Колосимо, сотрудник Свято-Сергиевского богсловского института (Франция)
а также:
Ирина Зеленская, предприниматель
Сергей Титов, IT-специалист
Владимир Карпов, журналист
Кирилл Фетищев, студент
Шелепов Сергей, рабочий
Чивильдеев Андрей, студент
Гордий Салтыков, музейный работник
Документ открыт для подписания до 1 февраля 2018 года